Нормативно-правовая база
Целевая модель
В результате проводимой реформы электроэнергетики на розничном рынке электроэнергии вместо одной энергоснабжающей организации возникли:
сбытовая организация;
гарантирующий поставщик
сетевая организация;
генерирующая организация.
На розничном рынке будет действовать большое количество энергосбытовых компаний, конкурирующих между собой.
Порядок взаимодействия данных организаций между собой и с потребителями электроэнергии закреплен в Правилах функционирования розничных рынков.
Конкуренция и право выбора продавца
Потребитель электроэнергии после выхода Правил функционирования розничных рынков может оставаться у того продавца, с которым у него заключен договор, либо вправе выбрать другого продавца электроэнергии.
He все продавцы обязаны заключить договор с потребителем, такая обязанность возложена только на гарантирующего поставщика. Если покупателя не устраивает его продавец электроэнергии, он в любой момент может обратиться к гарантирующему поставщику.
Потребитель электроэнергии вправе выбрать: либо заключить договор только с продавцом электроэнергии и поручить ему урегулировать отношения по передаче электроэнергии либо заключить два договора - один с продавцом, другой с сетевой организацией.
Гарантирующий поставщик
Условия деятельности гарантирующего поставщика, в том числе, условия договоров, которые гарантирующий поставщик заключает с потребителями, четко определены в Правилах функционирования розничных рынков.
С даты начала действия Правил функционирования розничных рынков гарантирующие поставщики назначаются Правительством РФ и будут действовать на всей территории Российской Федерации.
Зоны деятельности гарантирующих поставщиков в каждом регионе будут установлены региональным органом власти исходя из сложившихся территориальных зон обслуживания назначенных гарантирующих поставщиков.
С января 2008 года начнут действовать гарантирующие поставщики, выбранные по итогам проведения открытых конкурсов, которые должны быть проведены в течение 2007 года. В последующем конкурсы должны проводиться не реже, чем раз в три года.
За деятельностью гарантирующего поставщика, в том числе, за его финансовым состоянием, региональный орган власти будет осуществлять постоянный контроль.
Если будет выявлено, что гарантирующий поставщик нарушает правила деятельности или ухудшается его финансовое состояние, региональный орган власти должен будет провести внеочередной конкурс по выбору нового гарантирующего поставщика или при невозможности проведения конкурса назначить гарантирующим поставщиком сетевую организацию.
Процедура смены гарантирующего поставщика будет публичной. Информация о смене гарантирующего поставщика будет публиковаться в местных печатных издания, размещаться в пунктах приема платежей за электроэнергию, а также в сети Интернет.
При смене гарантирующего поставщика потребителям - юридическим лицам нужно будет заключить договоры с новым гарантирующим поставщиком, а потребителям-гражданам нужно будет только начать платить новому гарантирующему поставщику.
Стоимость электроэнергии гарантирующего поставщика
Население
После начала действия правил функционирования розничных рынков потребители - граждане, как и в настоящее время, будут оплачивать всю электроэнергию по установленным тарифам.
Прочие потребители
Потребители электроэнергии, кроме населения, будут оплачивать гарантирующему поставщику часть покупаемой электроэнергии по установленным тарифам, а часть по свободной цене (с учетом тарифа на передачу и сбытовой надбавки). При этом по свободной цене будет продаваться электроэнергия, купленная на оптовом рынке продавцом электроэнергии не по регулируемым договорам, а по свободной цене.
Свободную цену ежемесячно будет рассчитывать Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии и публиковать для всеобщего сведения.
Стоимость электроэнергии энергосбытовой организации
Потребители электрической энергии, заключившие договор купли-продажи электроэнергии с энергосбытовой организацией, не являющейся гарантирующим поставщиком, будут оплачивать весь объем электроэнергии по свободным нерегулируемым ценам.
Конечная цена поставки электрической энергии потребителям будет задаваться условиями договоров энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) и будет учитывать колебания цены на электроэнергию на оптовом рынке.
Учет, планирование, ответственность
Правилами функционирования розничных рынков усилены требования к учету электроэнергии, определены расчетные способы, применяемые при отсутствии приборов учета, установлена ответственность потребителей за нарушение работы приборов учета.
Установлена обязанность потребителей по точному планированию объемов потребления электроэнергии и установлена их ответственность за потребление электроэнергии в большем или меньшем объеме по сравнению с запланированным.
С целью увеличения возможностей контроля объемов потребления электроэнергии крупными потребителями будут введены специальные требования к приборам учета электрической энергии (мощности).
Четко описаны правила введения частичного или полного ограничения режима потребления электроэнергии, в том числе, по причине нарушения потребителями электроэнергии порядка оплаты электроэнергии.
Принятие Правил функционирования розничных рынков потребует изменения действующих договоров, заключенных потребителями с организациями, которые назначены гарантирующими поставщиками. Это связано с тем, что в Правилах Правительства РФ определены обязательные для гарантирующего поставщика условия его взаимодействия с потребителями электроэнергии, утверждены типовые формы договоров. Продолжение работы на условиях, отличных от установленных Правительством РФ, будет рассматриваться как нарушение законодательства РФ и прав потребителей электроэнергии.
- Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».